Взрослый мужик, который рисует котиков. Вася Ложкин: про работу и отдых, народную славу, семью и детей и про мрачное будущее согласно теории заговора :)
06.05.2020 51180

Работа и отдых в мире художника Васи Ложкина

С твоими немного трэшовыми картинками и альтернативной музыкой тебе удалось стать чуть ли не народным. Выставляешься в Доме Художника. Делаешь конкурсы с Комсомольской правдой... Но ведь твоё творчество — абсолютно не попсовое, не мейнстримное. Это интернет тебя так пропушил в широкие массы?

Как пел Егор Летов: «Любит наш народ всякое говно». Многие, кстати, думают, что эти строки придумал Шнуров. 

Я думаю, интернет мне сильно помог, да. ЖЖ, вот это всё. Раньше моё творчество было модно, а теперь — по инерции. 

Вообще, к нам на выставки в разных городах приходят разные люди: и пенсионеры, и молодёжь. Люди разных национальностей, социальных взглядов, слоёв — им нравится. 

Ну и я стараюсь изо всех сил, делаю от души, от сердца — и это приносит результаты.

Ты как-то анализировал жизненный цикл своей популярности? Допустим, у тебя пик сейчас, был ранее, или всё ещё впереди?

Я, конечно, надеюсь, что у меня всё ещё впереди :) Но всегда жду момента, что называется, заката, и мне кажется, он вот-вот настанет. Скоро это перестанет быть интересным, надоест. Часто об этом думаю, в принципе, морально готов.

Цифры говорят, что Васе не о чем волноваться :)

Я не ощущаю какой-то особенной популярности, мне приходится очень много работать. Нельзя сказать, что я что-то левой ногой сделал — и оно само по себе стало хитом. 

Иногда кажется, что я людям немножко поднадоел — но я сильно-то и не навязываюсь, рассылками не занимаюсь. Сижу, рисую, выкладываю в Фейсбук, в Инстаграм, в Вконтакте. Мне пишут всякие гадости, типа «как ты всем надоел». А что я могу поделать?

Что такое в твоём мире «много работать»? Писать много картин?

Ну да. Я же беру не качеством, а количеством. Много-много картинок рисую, и одна из них получается удачной. Это раз.

Потом, надо умудриться их как-то продать, отвезти-привезти, выставки организовать — вся эта движуха достаточно утомительная и трудозатратная.

Опять-таки, интервью даю, рассказываю людям что-то. Хотя я не люблю это, на самом деле — говорить, но приходится.

С утра прихожу в мастерскую. И если не рисую, то делаю что-то другое: прибираюсь, лаком картины покрываю, упаковываю их. Это происходит уже много лет практически без выходных. Тут вот ещё с налоговой какие-то заморочки начались. Кто-то что-то не так посчитал — я вроде разобрался, но всё равно это отнимает время. 

Вот такая у меня работа. 

Многие думают, что художник — это какой-то алкоголик-наркоман, который целыми днями бухает, а потом что-нибудь нарисует. На самом деле надо постоянно работать, рисовать. Как говорит один мой знакомый звукорежиссёр: «В шоу-бизнесе главное — кипеш».

Я сам по себе трудоголик. Если остановлюсь — мне плохо станет.

А как тогда отдыхаешь, расслабляешься?

Не скажу, что я сильно устаю :)

Отдыхаю при возможности. Я вот не люблю путешествовать, но если куда-то ехать, то на море. У нас нет тёплых морей, поэтому еду туда, где есть солнце. И там, на этом солнце, плаваю в воде. Вот такое у меня расслабление.

Или на дачу. Дача, баня, шашлык пожарить. 

На море пару раз в год?

Да, так получается. Сейчас у меня ребёнок учится в школе, поэтому приходится подстраиваться под его каникулы. Например, летом сложно поехать на море, потому что очень жарко. Поэтому ищем момент весной или осенью, чтобы не жарко и не холодно. И чтобы недалеко, потому что лететь в индийские страны — Таиланд какой-нибудь — я не готов. Никогда там не был, и меня туда не тянет — далеко очень. Люблю Кипр, в Турции давно был, в 10-м году.

Получается, что ты выбирал работу, где бы не работать, а получилось, что работаешь много, системно и от зари до зари?

Да, но работа не такая, что я уматываюсь в хлам. У меня нет начальника, нет строгого плана. И всё-таки, она радость приносит, моя деятельность.

Можно чем-то другим заниматься, но не получать удовольствие. А здесь взрослый мужик рисует котиков — разве это сложная работа? Каждый бы так хотел.

Какая у тебя производительность? Каждый день по картинке?

Самое сложное — не нарисовать картину, а её придумать. Сюжет проработать. Идеи картин рождаются сразу кучкой. Сначала много-много, потом тишина. Потом снова много, и снова тишина.

Сейчас, например, я рисую 3 картины одновременно — по чуть-чуть. 

Технически, нарисовать картину — день, максимум два. Но если большая и сложная — можно дольше морочиться. Бывает так, что слишком долгая картина начинает тебе надоедать.

Нужно реализовывать быстро. Иначе в процессе картина тебе разонравится, ты будешь видеть в ней кучу недостатков — и в итоге получается какая-то фигня. Поэтому у меня всё достаточно несложное, простыми мазками. Такой, видимо, характер — не очень я усидчивый.

Сколько картин ты продаёшь в месяц, и сколько хотелось бы? 

Хотел бы их все продавать :)

При хорошем раскладе продаю 8 картин — тогда я сказочно богат, и мне больше ничего не надо. 

Это такая сезонная штука. Если не брать ситуацию с коронавирусом и с тем, что будет потом — потому что, скорее всего, ничего хорошего не будет, то ничего не продаётся в январе и очень плохо продаётся летом. А весной и осенью у людей в головах начинаются разные брожения, вращаются шестерёнки, возникают мысли, идеи — и тянет их к прекрасному. 

Хорошо помню случай, как раз обсуждал, что по весне людям хочется чего-нибудь эдакого. В этот момент звонит женщина, по голосу — взрослая тётенька, и говорит: «У вас была такая картина, там хоккеисты с выбитыми зубами и с бензопилой. Вот очень надо, очень надо!». И я понимаю, что действительно надо — потому что весна, нужно людям в этот момент строить красоту.

Тебя порадовал конкурс Комсомолки, где люди изображали твои картины?

Ну, в общем, да. Честно сказать, меня порадовали не мои картинки на конкурсе — я на них уже насмотрелся. Мне понравилось, что в этой группе, «ИзоИзоляция», люди выкладывали своими голыми телами картины голых тёток.

Как раньше, помнишь, ЖЖ был? Там были сиськи, котики и мат. А сейчас сисек в Фейсбуке нет, только котики. А тут они пробили дырку — и появились голые сиськи, голые тётки.

Конечно, многим не понравилось: «Это проклятые эксгибиционисты, фу-фу!». Но мы-то нормальные, понимаем, что людям хочется себя показать и на других посмотреть. Мне было очень приятно видеть голых людей в Фейсбуке.

Конечно, если мне понадобятся голые люди в интернете — 2 секунды и их масса, каких хочешь. Но они же не в Фейсбуке — а тут в Фейсбуке! Это здорово!

А конкурс, да, забавный. Мне писали очень много людей, и было очень много картинок — я даже сам не ожидал. Но это была не моя идея, а Комсомолки, они сами пришли с предложением.

После некоторых событий ты говорил, что не стоит больше писать ситуативные картины — аукнется. Но сейчас у тебя, например, появилась тема коронавируса.

Это я чисто из жажды наживы сделал — картину я продал, конечно же. Ну, просто надо было как-то ситуацию отразить. А дальше — работаю над тем, над чем работал. 

Вчера дорисовал картину, где роботы смотрят на мир и надпись «Мы здесь власть». Все подумали, что это про современность — а это, как раз-таки, о будущем. Сейчас смотрю сериал «Мир Дикого Запада», третий сезон — навеяло. Я, вообще, люблю эту тему: будущее, централизация, нас всех оцифруют. И чипируют обязательно.

Мифы про Васю Ложкина

Тебя постоянно тянут в политику. Народ в работах видит подтекст. То шьют экстремизм, то причисляют к партии Зелёных, то ищут подоплёку к политическим событиям. Что за карма у тебя такая?

Тут, видишь, в чём дело: я, скажем так, достаточно известный художник. Мои рисунки: вот они, в интернете летают. А там народ политически озадаченный, политически озабоченный. У них в голове какая-то картинка складывается — и люди притягивают за уши меня. 

Какой-нибудь фанат Навального переживает о чём-то — и видит всё в таких красках. Берёт картинку, которую легко под его понимание подставить — и готово.

Был слух, что я собрался в депутаты. Меня замучили: «Возьми меня, пожалуйста, в помощники», вот это всё. А я им отвечаю: «Как только стану депутатом, всё сразу запрещу! И рок-н-ролл, и остальное». 

С партией Зелёных смешная история. Ради фана они написали, что я являюсь их неформальным лидером. Я почитал их программу, там строчки вроде «Давайте защищать свежий воздух, обучать детей экологии с малых лет».

Ну и подошли они ко мне с вопросом: «А не нарисуешь ли ты нам пару картинок на тему «Берегите природу»? Почему бы и нет? Не просят же топить за Сталина и тому подобное. Поэтому, Зелёные — единственные, с кем я связался. Тем более, учитывая современную экономическую ситуацию.

Второй флёр, который за тобой ходит — то, что ты коммерчески успешный художник. Прямо магнат: у тебя и галерея, и магазин, и картины на заказ, и сувенирка, и концерты, и всевозможные коллаборации со СМИ. Всё это создаёт портрет не нищего художника, а Сальвадора Дали, который реализовался при жизни.

Во-первых, я, как безумный трудоголик, очень много работаю. Трудоголизирую бесконечно, без остановки.

Второй момент: люди действительно думают, что у меня кучи денег. Пишут: «А возьми меня к себе на работу», как будто у меня тут какой-то завод, или я — руководитель предприятия. 

На самом деле, этого ничего нет. Галерею мы, скорей всего, закроем — и закроем навсегда. Потому что мы её не вытянем — чудовищная аренда. Люди в обозримом будущем не пойдут покупать картины, даже если коронавирус кончится.

Сувениры мы, конечно, делаем, но на этом не разбогатеешь — только кажется так. Многие думают: «Вот мы сейчас напечатаем футболки с картинками, чехлы для мобильников, носки, выложим на какой-нибудь сайт — и это сразу будет продаваться. В «Ашан» отправим, в «Леруа Мерлен». Деньги польются». Но это так не работает, глупость так рассуждать и думать.

У нас один небольшой магазинчик, он приносит прибыль, но, блин, это не заработок. 

Я художник: рисую картины, продаю их — и этим зарабатываю. Самое лучшее — когда идёт заказ от какой-то организации сразу на серию картин, но это бывает редко. 

А музыка не приносит денег в принципе. Наоборот, есть деньги — я их занимаю из семейного бюджета втайне от жены — и несу их в эту прорву под названием «рок-н-ролл». Записи, поездки, клипы, всё-всё-всё — это требует денег, времени и не приносит прибыли. Только радость общения со зрителями на концерте, когда они танцуют, кричат, веселятся.

Так что это всё мифы, никакой я не богатей — тем более сейчас.

Что за люди покупают твои картины и сувенирку?

Совершенно разные.

Картины достаточно дорогие, так что это люди, скажем так, не бедные. Либо какие-то организации покупают в подарок своему боссу. 

Компьютерщики очень любят мой творчество. Чиновники любят — они ведь тоже люди, у них есть и чувство юмора, и чувство прекрасного — у многих в кабинетах висят мои картины. Ну и силовики, которые охраняют покой и Родину граждан, тоже с удовольствием приобщаются к прекрасному. Там же не дураки работают.

Хотя, вот, другие художники меня не любят, считают, что я занимаюсь шарлатанством. Отчасти это так, по большому счёту мои картины нельзя назвать высоким искусством, скорее — какой-то лубок. Тем не менее, людям нравится — и не только фрикам, а очень-очень разным людям.

То же самое с сувениркой. Бывают крупные заказы от организаций, например, перед новым годом — кружки, тетрадки. Ну и люди сами покупают — подарить кому-нибудь или себя порадовать. Сувениры покупают все подряд, это недорогая продукция.

Кто в твоей команде, с кем ты всё вот это делаешь? Кто поддерживает сайты, соцсети, выставки, магазинчик?

Михаил Николаевич Афанасьев, мой друг. Мы с ним работаем уже, наверное, лет 10. Сам он книгоиздатель, член Академии Художеств. Знает куда пойти, поэтому занимается организацией выставок. 

Сувениры тоже он делает.

Как ты песни пишешь? Родилась идея — и ты сел, набросал? Ты вроде не заморачиваешься рифмами, ямбами, хореями?

У меня в мастерской есть гитара, иногда сижу, бренчу. Что-нибудь получается — хорошо.

Сейчас, с развитием науки и техники, стало проще. Я прихожу в студию, где сидят мои друзья Саша и Владик — нас сейчас 3 человека в группе. Мы включаем компьютер, собираем, как из конструктора, барабаны, духовые. Но, конечно, вдохновение всё равно должно быть.

Песни сочинять сложнее и дольше, чем придумывать картинки. Раньше хорошо получалось, сейчас как-то не очень. 

Почему концерты получаются такие разные: иногда трэш и угар, пыщь-пышь, весёлая танцевальная музыка, а иногда — очень грустные песни про «сдохнуть лицом в луже»?

За свою жизнь я записал альбомов 10 — и все они тоже в той или иной степени разные. Меня часто в этом упрекают, мол, нельзя так делать, должен быть общий стиль. 

А я постоянно нахожусь в творческом поиске. Два последних концерта в Москве были дико весёлыми, и совершенно безумный — в Питере. Там был угар на всю катушку. Надеюсь, что в будущем они такими и будут, вроде всё более-менее устаканилось.

Вася Ложкин и интернет

Что у тебя с кроссплатформенностью? Ты был в ЖЖ, потом перешёл в Фейсбук, стал постить в Инстаграм. Где тебе комфортней, прикольней? Осваиваешь ли Телеграм, Ютуб?

С Телеграмом не сложилось — он постоянно зависает и тормозит, причём на разных телефонах. Многие считают его удобным мессенджером, но мне ближе Ватсап. Что касается каналов в Телеграме, то это упаси Господь, просматривать ещё какие-то каналы. Я интернет стараюсь вообще не читать, там куда ни плюнь — сплошные аналитики, инсайдеры, эксперты.

Мне нравится Инстаграм за удобство. Кнопку нажал — и всё. Фейсбук просто по инерции, как я из ЖЖ в него перешёл. Ну и есть ещё Вконтакте, он мне нравится тем, что можно выкладывать много музыки. Ты можешь её сам загружать, можешь слушать.

Всё это несложно, думать много не надо. Тем более, я же не пишу тексты, не снимаю видео со спецэффектами. Нарисовал картинку, сфотографировал её на телефон, шлёп в Инстаграм — и смотришь, как её лайкают :) Мне приятно становится.

А какой контент потребляешь ты сам? Смотришь Дудя, например, или Собчак?

Я смотрю канал «День ТВ» на Ютубе. Там рассказывают про то, как Билл Гейтс и прочие такие люди специально изобрели вирус, чтобы потом всех чипировать и зомбировать. Такое я очень люблю. Ну и похожие видео, которые выскакивают — про коммунистов термоядерных каких-нибудь — тоже.

Смотрю ролики про рептилоидов. Гоблина посматриваю, особенно когда он с Климом Жуковым какой-нибудь фильм обсуждает. Про астрофизику, планеты, квазары, чёрные дыры люблю слушать.

Кого-нибудь читаешь в интернете?

Сейчас — только книжки. По Фейсбуку глазами пробегаюсь — что там народ говорит, но через полчаса понимаю, что просто трачу время, и ничего хорошего мне это не приносит. 

Купил себе проигрыватель, слушаю в мастерской пластинки Бетховена. 

Кто сейчас крутой деятель, кто в моде? Какой-нибудь литератор, публицист, художник? За кем ты следишь?

Пелевин. Раз в год я покупаю его книжку, за день её читаю и жду, когда выйдет следующая. Такой вот у меня ежегодный цикл.

Ну и, может, какие-то музыкальные коллективы, которые мне всегда нравились. Не сказать, что это сильно модно. Группа «НОМ», например. Или «Аукцион». Но это такая очень нишевая музыка, на мой взгляд. 

Одно время я пытался понять современный рэп. Моргенштерны, Элджеи — всякое такое. Ну никак, другой уровень сознания. Я слишком стар для этого. 

То есть новые трендовые течения тебя никак с собой не утаскивают? Борьба феминизма за права женщин, борьба за права меньшинств, интервью Дудя — какие-то такие штуки из дня сегодняшнего?

Я — человек с тоталитарным сознанием, мне больше по душе фантастика, мрачные антиутопии. А на эти течения я одним глазом поглядываю — и понимаю, что они ведут к пропасти. Всё это предшествует возникновению царства Антихриста. Стараюсь об этом не думать — и не интересоваться. Как и политикой. Меня больше захватывают теории заговора. Были американцы на Луне или нет? Я считаю, что нет.

Очень много контента про плоскую землю — тоже интересно послушать. Это, кстати, сейчас очень модная теория. 

Про «всех облучать», «всех чипировать» — я вот в эту сторону :) Какой тут феминизм :)

Когда появляются дети, когда они достигают школьного возраста — волей-неволей начинаешь присматриваться к ЛГБТ-сообществам, «Синим китам» и прочему. Раньше бы на это глаза закрыл и прошёл мимо, но теперь это может и тебя коснуться. Твой ребёнок какие песни слушает? 

Одно время он слушал Моргенштерна. Я пытался приобщиться, но мне от него плохо становится. Ладно, думаю, я старик, не врубаюсь. Ставлю себя на его место, когда мои родители не могли понять панк-рок — он тоже им казался чудовищным. 

Сейчас сына Моргенштерн отпустил, и мы всей семьёй подсели на Бетховена и Шопена.

Для подрастающего поколения опасность больше не в том, что оно слушает, а во всякой хрени из соцсетей. В том числе, оттуда лезут всякие извращенцы. Педофилы, маскирующиеся под детей во Вконтакте или ТикТоке.

Но у мня ребёнок тоже немного параноик. У них с друзьями есть чатик, и когда там появляется кто-то новый — к нему сразу претензии: «Ты кто? Сто пудов, педофил! Пошёл вон!» — «Да нет, это я, Петя Иванов, вы же меня знаете!» — «Докажи! А то мы сейчас полицию вызовем». Они очень жёстко на это настроены, хотя им всего по 9 лет.

Я стараюсь сыну объяснять, что в сети не надо много болтать, рассказывать о себе лишнего — надо быть осторожным. Вообще, это очень важная тема: безопасность подростков и детей в интернете. Там очень много мошенников и злодеев, которые могут ворваться в детскую неокрепшую психику.

Что касаемо ЛГБТ и прочих вещей — тут я, повторюсь, сторонник теории заговора. Есть смешное мнение, что Виктор Цой писал песни по приказу ЦРУ. Страна сошла с ума, и началась перестройка. Когда разваливался СССР, агентами влияния были рок-музыканты. 

А сейчас кто агенты влияния? Рэперы и стендаперы. Сходи на любое выступление — они там все ругают власть. А кто ходит на их концерты? Молодёжь. 

Мы с женой однажды были на стендап-концерте. Нам — чуть больше 40, а там всем по 18. Ощущали себя двумя старыми дураками среди молодёжной толпы. И среди всей стендап-темы была толерантность, ЛГБТ, феминизм. Они, конечно, матом ругаются, запретов нет, но очень определённый посыл. Условно говоря, если бы мы перенеслись в Америку, то это было бы антитрамповское искусство.

Но я утрирую, конечно. Если говорить о воспитании собственных детей, то им просто надо всё объяснять. Послушать с ними песню, сходить вместе на концерт — и потом всё это обсудить. Иначе мозги у них крякнутся. Тем более, если послушать — музыканты играют какое-то убожество.

Я уже дохожу до стадии «Раньше было лучше». Если когда-то мне нравился Камеди-клаб, то сейчас я совершенно не могу его смотреть. Теперь мне нравятся «Уральские пельмени», где шутят про тёщу и про «Пятёрочку» с «Дикси». А следующим этапом, я думаю, будет Петросян и его «Кривое зеркало». 

В рамках теории заговора. Я слышала, что сейчас Путин и власть будут стимулировать всех комиков, которые веселят народ. Потому что всем очень грустно, надо поднимать настроение.

Говно получится :)

Вася Ложкин и современная Россия

Ты думаешь на темы «Что будет дальше», «Будет лучше или хуже после Путина»?

Я думаю об этих темах, конечно, как и любой гражданин. Мне будущее всегда кажется мрачным. Дело даже не в Путине и не в экономическом кризисе, а в том, что я помешан на фантастике.

Я думаю, всех оцифруют, загонят в рамки — и будет как в книжке «1984». Причём, не только в России, но и по всей планете.

Кто знал, что будет коронавирус? А он просто случился — и всех посадили по норкам, и ничего не сделаешь. С экономикой чёрт-те что происходит, кучи безработных появляются. Во что это выльется — непонятно. Даже страшно подумать.

Было бы всегда, как в 2007 году. Но так уже не будет.

А мысли об эмиграции или образовании для ребёнка в Америке у тебя есть? Не думаешь, что у нас не лучшая страна в мире?

Я очень люблю Россию. Берёзки, тополя, речки, русский язык — всё это прямо моё. Плоть от плоти. Я не могу жить где-то ещё. Россия — это моё место, где я должен жить всегда — и помереть, собственно говоря. 

У моего знакомого сын — программист. Уехал поработать в Эстонию, а теперь говорит, что ему там нравится, и не собирается возвращаться. Кто знает. Может быть, хорошо будет только здесь, а в Европе война случится. Что касается моего ребёнка — ему только 9 лет, и он говорит, что патриот. Знает гимн России — я вот не знаю :) Его — в школе научили. 

Не думал я ни о какой эмиграции. Надеюсь, что всё будет хорошо, и мир будет глобальным и свободным для перемещения — пожил здесь, пожил там. Людям будет хорошо — я-то сам по себе домосед, мне странно об этом рассуждать.

Вася Ложкин во время и после коронавируса

Как выживаешь на самоизоляции?

Я работаю художником независимо от изоляции или самоизоляции. Художник — это человек, который сидит в помещении и чё-то там делает. Он никуда не ходит и ни с кем не общается. Поэтому в плане работы у меня мало что изменилось: все передвижения: дом — мастерская, мастерская — дом. Музыку не играю — потому что невозможно.

В последнее время, в этот карантин, я каждый день даю какие-то интервью. То для радио, то для интернет-изданий — постоянно, раньше такого не было и мне это не свойственно.

У тебя в голове зреет какой-нибудь план Б на случай, если после коронавируса будет совсем хреново?

У меня есть дача :)

Ну а так… Для меня всегда была важна семья как ячейка общества. Необязательно только муж с женой и ребёнком, а ещё родственники: братья, сёстры, дядьки, тётьки. И я сторонник того, что помощь можно получить только внутри этой ячейки. Больше ни от кого зависеть и никому верить нельзя, нужно надеяться только на своё племя. Сейчас я им помогаю, завтра — они мне. Только так.

Вот моя мать — пенсионерка. Что у неё пенсия? 8-9 000 р. — не знаю. И я ей помогаю, кормлю её. И надеюсь, что, когда я стану старым, ребёнок принесёт мне покушать. То же самое со всеми остальными.

Мысли по будущим проектам есть, но не глобальные. Идей для стартапа нет, разве что натуральным хозяйством заниматься.

Будем с товарищем интернет-магазин развивать, может, на кусочек хлеба хватит. Сувенирка, кстати, стала получше продаваться.

Прорвёмся, всё будет ништяк!

Посты по теме: 

ЭТО ВАЖНО ПРОЧИТАТЬ КАЖДОМУ. ИНТЕРВЬЮ С ЮРИЕМ ВАФИНЫМ



Поделиться